Контактная информация

Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия

Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2

Телефон

8 (8142) 79-23-00

Факс 8 (8142) 78-10-39

Эл. почта economy@karelia.ru

Министерство в социальных сетях

 

   

 

 

 

 

Границы между регионами видны из космоса

19 июня 2017 г.

– Начнем с того, что нужно видеть разницу: есть соглашение, а есть план его реализации, в рамках которого прописывают конкретные мероприятия. Это план должен быть актуальным, корректироваться, а самое главное – выполняться.

Когда я начинал заниматься региональной экономикой как исследователь, мои коллеги писали о том, что граница между субъектами страны видны из космоса. Это не метафора: часто бывало так, что на границе региона заканчивалась дорога. То есть один субъект ее строил, а второй нет. Мы понимаем, что какие-то участки на границах могут быть слабо развиты ввиду того, что для обоих регионов являются периферией. Понятно, что экономические процессы, административные ресурсы тяготеют к столицам, и остаются разреженные пространства со слабо развитой инфраструктурой и экономикой. Когда нет сотрудничества между регионами, особенно соседними, мы получаем картину, которая у нас была в девяностые годы.

Тут, впрочем, нужно пояснить, что сегодня растет разрыв между уровнями благосостояния регионов России. Иногда он составляет десятки раз: по объему инвестиций и темпу их роста, по валовому региональному продукту, объемам промышленного производства. Бедные регионы становятся беднее, богатые – богаче.

Есть для этого и объективные факторы. Так, современную экономику часто называют экономикой городов – именно там сосредотачиваются, концентрируются все процессы. Тем не менее у каждой территории, в том числе сельской, есть свой потенциал.

– И соглашения в этом помогут?

– Если регион прошел какой-либо путь в развитии, то логично попытаться этот путь повторить, используя те же инструменты и методы.

Приведем пример на конкретном регионе. Когда мы посещали Вологодскую область, мы познакомились с опытом их работы в сфере поддержки инвесторов. Взять, к примеру, корпорации развития. В Вологодской области на эту структуру на момент создания было выделено 50 миллионов рублей. У корпорации есть здание, сотрудники и т. п. Была поставлена задача ­– выйти на самоокупаемость в течение нескольких лет. Сегодня Корпорация развития Вологодской области не получает денег из регионального бюджета, потому что зарабатывает их сама. Она сопровождает инвестиционные проекты, выполняет возложенные на нее государством функции, но помимо этого сама выступает как бизнес-агент, предлагая свои услуги на коммерческой основе: разработка бизнес-планов, консультирование и так далее.

Взглянем же теперь на Корпорацию развития Карелии. На момент создания было потрачено 60 миллионов рублей; ежегодно выделяется субсидия на содержание этой структуры; ну а результаты работы сравнивать лучше не будем.

И вот здесь мы понимаем, что если мы при сопоставимых условиях получаем такой разный результат, значит, нужно садиться вместе с коллегами и, грубо говоря, конспектировать. Тем более что они готовы делиться опытом.

Второй пример. В Вологодской области существует региональный Фонд ресурсной поддержки предпринимательства. Мы же в этом году создаем микрокредитную организацию, которая будет выдавать займы по льготным ставкам для предпринимателей. У нас на это запланировано 30 миллионов рублей. Мы очень трепетно относимся к этому проекту, переживаем по поводу рисков, которые в нем есть: оценка заемщиков, работа с проблемными займами… Но аналогичный фонд в Вологодской области ежегодно выдает займов на сумму до трехсот миллионов рублей. Трехсот! Да, субъектов малого и среднего предпринимательства там больше, но лишь в два раза – сделать скидку на пропорцию не получится. И в Вологде они этим занимаются уже больше пяти лет.

И я подчеркну: это не чиновничьи структуры, они не живут за счет бюджета. Они сами себя содержат, при этом – развивая инвестиции региона. Мы понимаем, что эта схема работает в соседнем субъекте Федерации. Значит, мы можем ее воспроизвести.

– Почему такая разница? Мы живем с ними в одном правовом поле, примерно одинаковых условиях – вплоть до климатических. Почему такая разница в результатах работы?

– Очень часто мы видим, к примеру, две коммерческие компании, одна из которых эффективна, а вторая – нет. Всё зависит от организационных процессов. Почему в Карелии до сих пор не была создана микрокредитная организация для малого бизнеса? Мы ведь одни из последних регионов в стране, у кого ее нет. Очевидно, люди, которые здесь принимали решения несколько лет назад, не увидели в этом перспективы. Теперь мы будем догонять тех, кто начал раньше.

Пример номер три. В Череповце при содействии «Северстали» создано Агентство городского развития, при котором есть Инвестиционное агентство. Фактически – Корпорация развития на уровне города. У нас очень похожая ситуация в Костомукше, где есть градообразующее предприятие «Северстали». И Костомукша использует опыт Череповца. Мы видим, что привлекать инвесторов можно и на уровне муниципалитетов.

– Опять мы выглядим как ученики.

– Справедливости ради отмечу, что наши соседи тоже у нас учатся. Например, в сфере аквакультуры, рыбоводства наши коллеги от нас сильно отстают и смотрят на нас, как на старшего брата.

– Всё это – обмен опытом. Для него разве нужны соглашения?

– Повторюсь: здесь важно не столько соглашение, сколько план его реализации. Есть нюанс: регионы ведь между собой и конкурируют – за тех же инвесторов, за людские ресурсы… Не всегда регионы кровно заинтересованы в сотрудничестве.

И подобные документы здесь идут на пользу. Другой вопрос, что работа по ним не всегда ведется. Целесообразность заключения соглашений – в том, что мы будем делать. В частности, соседние регионы участвуют в подготовке к столетию Карелии: они в рамках работы Госкомиссии решают и свои проблемы, которые не могли бы решить в одиночку. Эффект от совместного труда очевиден.

 

Источник информации: http://rk.karelia.ru/ekonomika/granitsy-mezhdu-regionami-vidny-iz-kosmosa/

Наверх